aif.ru counter
0 196

Зачем Махачкале поглощать Каспийск?

М. Пашаев – о столице XXI века, агломерации и новых управленцах

По меньшей мере шесть человек уже подали заявки для участия в конкурсе на вакантное кресло мэра Махачкалы. Среди претендентов есть простые жители столицы и даже блогеры. Пока ни один из них не представил четкую программу действий, но эксперты не дремлют. В интернет-пабликах идет бурное обсуждение будущего Махачкалы. В №1-2 мы анонсировала инициированный экспертами форсайт-проект Махачкалы. Сегодня мы беседуем с одним из авторов идеи, экономистом Маиром Пашаевым.

Точечный город

- Маир Эминбекович, расскажите вкратце, что такое форсайт-проект?

- Форсайт – взгляд в будущее, предвидение, прогнозирование. Территориальные и муниципальные форсайты успешно реализованы в России и за рубежом. Тема нашего форсайта «Перспективы развития Махачкалы как агломерации на основе технологии форсайта». Проекта еще нет. Пока идет активное обсуждение – за десять дней к форсайту присоединились 30 экспертов. Форсайт перехода города в агломерацию проводится в стране впервые, предстоит выработать формат и механизмы реализации. Планируем в феврале опубликовать в СМИ пилотный доклад и после широкого обсуждения участниками проекта, общественностью, горожанами, с учетом поступивших предложений, разработать проект. Кроме команды экспертов, надеемся на участие в проекте широкого круга заинтересованных участников: представителей муниципалитетов, руководителей предприятий, застройщиков, предпринимателей, вузов, общественных организаций.

В весенне-летний период планируются панельные дискуссии первой части проекта – переход «точечного города» Махачкалы в агломерацию, в следующем году второй части – Махачкалинско-Каспийская агломерация: новый взгляд на территорию. Основная цель Форсайта - это не только подготовка «аналитического прогноза» по основным проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей, но и стремление объединить усилия основных участников процесса, создать для них необходимые условия для того, чтобы действовать на опережение, для консолидации.

Задача-минимум проекта – представить администрации города итоговый отчет и дорожную карту. Задача-максимум - оставить после себя проектный офис или центр компетенций (например, по урбанистике, развитию агломерации, кластеров и т.д.). Решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации уже принято, проект форсайта не является в этом плане начальным. Есть предложение экспертов представить и свою версию мастер-плана агломерации. Подобные форсайту задачи решает в настоящее время и администрация Дербента. Команда экспертов нашего проекта может принять участие в конкурсе по разработке мастер-плана Дербента.

Экспертам еще предстоит уточнить тематические направления форсайта, предположительно они следующие: 1. "пространственная стратегия: зонирование территории и создание новых центров". 2. "социально-экономическое развитие: новая среда и точки роста". 3 "ключевые направления инфраструктурного, транспортного и институционального развития". Форсайт Махачкалы должен ответить на два главных вопроса: 1. как создать агломерацию, которой нет: в каких направлениях двигаться, какие стратегические переходы городу предстоит совершить на пути к агломерации? 2. что на горизонте получим: новый облик города, новую среду и новые конкурентные позиции?

Фото: АиФ

Постановка цели будущего и движение от цели к настоящему - стандартный инструмент стратегии. В этом смысле очень важны экспертные походы к миссии, целям, смыслам, образу будущего, сценариям развития и позициям города в будущем - концептуальные подходы, чем город может стать и как быть конкурентным в условиях кризиса, неопределенности, нарастающей конкуренции городов? В современных условиях горизонты предвидения, прогнозирования сокращаются до 20 лет, а горизонт делового планирования - до среднесрочного. Соответственно, крайне важно, как Махачкала будет развиваться ближайшие пять лет.

Общепринято, что в будущем конкурентными могут быть мегаполисы с населением свыше 5 млн. жителей. В Китае таких уже 22, с населением свыше 10 млн. - 10 мегаполисов, городов-миллионников свыше 60, близких к достижения миллиона - более 100. В Индии 54 города-миллионника, в маленькой Ю.Корее 10. Российские мегаполисы Москва и С-Петербург выигрывают позиции у остальных крупных городов страны. С другой стороны, выстраивая агломерацию, вряд ли получится уйти от контуров и инфраструктуры будущего мегаполиса. Это практически невозможно. Т.е. мегаполис не цель и не предмет форсайта Махачкалы, не цель вообще: мегаполиса может и не быть. Но иметь видение отдаленной перспективы необходимо.

Фокусы форсайта

- В ходе обсуждений проекта экспертами в социальной сети вы часто призывали их выдерживать фокус форсайт проекта. Удалось ли его сформулировать? 

- Фокус форсайта - переход «точечного города» Махачкалы в агломерацию. Форсайт проект не охватывает все направления социально-экономического развития Махачкалы - это предмет программ администрации, и не охватывает все вопросы создания Махачкалинско-Каспийской агломерации. Таких вопросов слишком много и надо фокусировать форсайт на стратегических направлениях развития Махачкалы, переходах в агломерацию, агломерационных эффектах, новой среде. Дополнительно, на инвестиционно привлекательных проектах городского развития: модернизация старого ядра, проекты урбанистики и создание новых центров (жилых, торгово-развлекательных, деловых и т.д.), крупные инфраструктурные проекты по созданию единого «каркаса». Мы не создаем агломерацию, форсайт всего лишь выдает итоговые документы для администрации Махачкалы. Но в ходе форсайта мы готовы предложить ряд интересных идей, проектов городского развития, инвестиционных проектов для участников, которые способны привлечь инвестиции.

Обсуждение продолжается. В соответствии с поставленной целью сформулированы основные два блока задач: 1. Проанализировать опыт подобных форсайт-исследований, обсудить направления исследования, в итоге выйти на общий план форсайта Махачкалы и проект. Выбрать НКО, площадку реализации, участников, определить поле форсайта, мероприятия реализации, коммуникации, сформировать команду экспертов. 2. Провести анализ современного положения и проблем Махачкалы, анализ потенциала, определить приоритеты, стратегию агломерационного развития Махачкалы, создания новых зон и новых центров роста. Сформировать банк идей городского развития, коммерческих проектов, социальных проектов, некоммерческих проектов.

Нового мэра ждет судьба предыдущих?

- Как вы оцениваете ситуацию в Махачкале?

- Как тяжелую, а при существующих подходах, еще и как неподъемную. Кадровая чехарда продолжается слишком долго, а горожане оторваны от воздействия на ситуацию. Это не просто кризис элит, как принято говорить, или банальная нехватка хороших управленцев. Это полная капитуляция перед проблемами города, кризисом, не говоря уже о развитии. Предполагаю, что нового мэра ждет судьба предыдущих градоначальников, скоропостижно потерявших свои должности. Но уже не правоохранительные органы тому будут причиной, а горожане, которым все происходящее порядком надоело.

Экономика города характеризуется деформированной структурой, характерной для депрессивных регионов, в то же время есть незадействованный потенциал производственных предприятий. Промышленность практически не развивается, туристские и рекреационные ресурсы в силу известных причин не работают на экономику города. Накопились инфраструктурные и земельные проблемы. Начиная с 2013 года, фактически прекращены новые проекты городского развития.

Фото: АиФ

В Махачкале сохраняется высокий уровень безработицы, обусловленный миграционным ростом, опережающим ростом трудовых ресурсов, отсутствием достаточного числа постоянных рабочих мест. Множество специфических проблем в реальном секторе экономики и в социальной сфере. До 2018г Махачкала развивалась за счет не планируемого расширения, массовых нарушений, хаотичного строительства и теневой экономики, сейчас эти "драйверы" сходят на нет.

Действие в совокупности всех факторов, ограничивающих экономический рост (высокий уровень безработицы, морально и физически устаревшая материально-техническая база и технологии многих производств, высокая степень износа основных фондов, потеря налаженных рынков сбыта промышленной и другой продукции, неразбериха в земельных вопросах, высокая доля криминально-теневой экономики, дефицит квалифицированных кадров, негативный имидж, представляемый СМИ, отсутствие крупных инвестиций) формирует, в конечном счете, тенденцию замедления экономического роста в перспективе.

- Считаете ли вы, что в судьбе столицы Дагестана наступил переломный момент и ваш проект поможет осуществить изменения к лучшему?

- В период смены власти проект тем более актуален. Но вряд ли перспективы Махачкалы целесообразно рассматривать в отдельности от всей республики. Позже, с учетом опыта, команда экспертов намерена провести большой форсайт-проект "Будущее Дагестана. 21 век". Ставим задачи выработки нового взгляда на Дагестан, его диспозицию сегодня, альтернативного видения будущего Дагестана, стратегии экономического развития, опорных проектов будущего, программы развития территорий, городов, районов и создание команды развития. Но пока на повестке Махачкала: новая агломерация имеет все шансы стать локомотивом развития Дагестана.

Конкурентные преимущества

- Какие сильные стороны и конкурентные преимущества Махачкалы могут быть использованы как драйверы развития?

- Будущее города во многом предопределяют не столько конкурентные преимущества, сколько их успешная реализация: конкурентные преимущества сами по себе не транслируются в конкурентоспособность. Традиционные конкурентные преимущества, обеспечивающие экономическое развитие городов, перестают быть таковыми, уступая место другим, часто неожиданным факторам. Таким как яркие культурные достопримечательности, интересные события, креативность жителей, гибкость и эффективность руководства, интенсивные коммуникации внутри сообщества. Нельзя сказать, что Махачкала обладает какими-то эксклюзивными конкурентными преимуществами, ценностями, но выделю следующие: выгодное географическое положение, высокая экономическая активность населения, развитые торговля и логистика, и море. В целях развития актуальна стратегия усиления сильных сторон, но необходимо создавать и новые конкурентные преимущества.

К сожалению, пока конкурентные начала практически не работают на город. Тому виной и отставание Дагестана в целом, и общий негативный фон. Но возможность, что какие-то отдельные города могут достичь более выгодных для себя состояний в проблемных регионах, существует. Основное правило – процветание не наследуется и не исходит само собой (из природных ресурсов, рабочей силы, конкурентных преимуществ и т.д.) – оно создается. 

Второе правило – если нет ресурсов (природных, инвестиционных), то конкурентное позиционирование проводится на базе факторов (политической стабильности, географического положения, экономического потенциала, инфраструктуры, эффективного управления, высокой образованности населения, традиций). Только в таком случае в перспективе город может обеспечить себе более существенные финансово-бюджетные и коммерческие выгоды, чем сейчас.

Есть хрестоматийное исследование 2009 года Всемирного банка, которое называется «Новая экономическая география». Его смысл в том, чтобы доказать: концентрация, транспортная связность и отсутствие барьеров для бизнеса из других стран и регионов являются важнейшими драйверами экономического роста, они позволяют ускорить развитие торговли и увеличить приток инвестиций. Исследования показывают значительный агломерационный эффект для большинства стран мира.

- В ходе обсуждения форсайта интересно было наблюдать всю остроту дискуссий по некоторым вопросам. Какие вопросы в основном волнуют экспертов и пока можно назвать спорными?

- Безусловно, это миссия, специализация агломерации и новая среда. Дагестан в целом достаточно сегментирован, фрагментирован, а республиканская экономика широко диверсифицирована. Муниципалитетам выгодно придерживаться стратегии специализации и концентрации. Выделяют семь типов городов: 1) Города – лидеры; 2) Города – предприниматели; 3) Развлекательные города; 4) Города – музеи; 5) Умные города; 6) Города – посредники, проводники и перекрестки; 7) Города уникального имиджа. Эксперты обсуждают варианты.

Одним из самых обсуждаемых направлений является схема территориального планирования будущей агломерации и зонирование, профилирование отдельных территорий, создание новых жилых, деловых, производственных, торгово-развлекательных центров, парковых и пляжных зон. В настоящее время принято решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации, утверждены соответствующие схема территориального планирования и генеральный план развития городского округа. Эксперты должны наполнить агломерацию новыми зонами и центрами роста.

На очереди утверждение нового плана дорожно-транспортного развития с учетом растущего пригородного сообщения, включая использование железной дороги и утверждение программы озеленения города, в соответствии с требованиями градостроительного кодекса. Махачкала должна получить новые парковые и бульварные зоны. Одним из крупных инфраструктурных проектов может стать строительство набережной в морской береговой черте города, с обустройством пляжных и парковых зон. Что касается отраслей, острые споры вызывает тема туризма. Почему имея огромный потенциал, все благоприятные факторы для развития, масштабирования отрасли, развитые авиасообщение, транспорт, туризм в Дагестане не развивается? Может ли Махачкала стать новым центром туризма в Дагестане? Пока нет ответа. Соседние с нами небольшие государства уже выходят на цифры 4-5 млн. туристов в год - это уже серьезный бизнес. В Дагестане, несмотря на приводимые другие цифры, туризма как бизнеса, нет. Даже 100 тысяч туристов в год, приносящих отрасли ощутимые деньги: туристами считают всех не дагестанцев, кто прилетел или пересек границу в поисках работы, по своим делам или приехал к родственникам на свадьбу.

И вряд ли возможно создавать серьезную туриндустрию в отдельно взятом городе, будь то Дербент или Махачкала. Другая сторона турбизнеса - продвижение. Попытки продвигать отдельные события, достопримечательности были, но они не имели должного успеха. Нужна долгосрочная политика отрасли, программа развития, также необходимо разработать и реализовать для Дагестана полноценную программу маркетинга территории. Вместо системного подхода, у нас до сих пор продолжаются игры в разные «бренды», причем тратятся бюджетные деньги.

Дискуссии вызывает крайне злободневная для Махачкалы и в тоже время актуальная при создании двухмиллионной агломерации на огромной территории тема экологии: сбор, вывоз, утилизация ТБО, проблемы с качеством питьевой воды, задымленность и запыленность города, антисанитария, недостаточные мощности очистных сооружений и выбросы в море, незаконная застройка береговой полосы, также незаконные застройки парковых, бульварных территорий и нехватка зеленых зон. Ранее в прессе активно обсуждали необходимость внедрения в муниципалитетах системы комплексной экологической безопасности, но, к сожалению, про нее забыли.

В принципе, мы готовы выделить системные проблемы, по крайней мере, наиболее актуальные, в отдельную панель дискуссий. Думаю, в этом направлении нам предстоят дополнительные исследования. Ведь сказано: гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Возможно, кандидаты в мэры в своих программах тоже предложат решения ряда системных проблем. Но даже предварительный анализ системных проблем показывает: без создания агломерации решить их практически невозможно. Именно создание агломерации в состоянии подсказывать решения и шаг за шагом расшивать накопившиеся проблемы.

Острые дискуссии идут по многим вопросам. Нужны ответы: в какую сторону и каким образом развиваться Махачкале? Схемы, этапы развития, в чем преимущества управляемой территории большого размера, нового зонирования, полицентризма и какой новый облик мы получим, качество среды? Эксперты ставят вопрос более конкретно: как не сползать в сторону Кабула, а двигаться в сторону Стамбула.

Махачкалинско-Каспийская агломерация

- В ходе обсуждения, какие слабые стороны агломерационного проекта и возможные риски выявлены экспертами?

- У проекта Махачкалинско-Каспийской агломерации есть существенные недостатки. Разрабатываемый проект фактически является экстенсивным: произойдет поглощение Махачкалой города Каспийск и механическое расширение ее территорий от Сулака до Манаса. Проект агломерации «разорван»: нет скрепляющих огромную территорию транспортных коридоров, единого «зеленого каркаса», сквозной набережной, нового административного и делового центра, сквозных автомагистралей, новых полюсов развития. В данном проекте агломерации нет самого главного – качественно новой роли и более высоких конкурентных позиций будущего города как на Кавказе и Прикаспийской территории, так и на страновом уровне.

Мир на пороге нового технологического уклада и мы не должны оставаться в стороне. Считаю, что агломерационный переход без инновационного перехода можно смело назвать несостоявшимся: агломерация при этом не может быть конкурентоспособной, эффективной. В сфере инноваций преимущественно занята молодежь, соответственно, развитие сферы обеспечит дополнительную занятость студентов, выпускников. Определенный инновационно-технологический капитал в Дагестане имеется: индустриальная база промышленных предприятий и производственных предприятий, внедряющих инновационные разработки, продукты, поддержка инновационной деятельности со стороны вузов и научных организаций; разработки и патенты.

Налицо и проблемы: низкий уровень инновационной активности предприятий, отсутствие полноценной институциональной инновационной среды, отсутствие обустроенных инфраструктурой инвестиционных площадок для развития инноваций, отставание характеристик продукции промышленного комплекса от мирового уровня, низкий уровень технического и технологического оснащения реального сектора экономики. Актуальны новации в различных сферах города, инфраструктуре, ЖКХ, процессах, управлении городом, в бизнесе – внедрение новаций тоже часть инновационного перехода.

Расширение границ города не должно превратиться в расползание и размывание. К сожалению, именно таким образом пока Махачкала развивается. Должен отметить: после первой или второй волны расширения город может сжиматься обратно к центру – такого рода процесс буквально на глазах происходит в Москве. Попробовав окраины и столкнувшись с инфраструктурными проблемами и неудобствами, отсутствием работы, детских садов, школ, горожане стремятся обратно, ближе к центру. И нельзя забывать, время – деньги: жить в городе и добираться до него же часами, не каждый может себе позволить.

Освоение окраин и достижение на новых территориях городских стандартов, исполнение всех регламентов, требует определенного времени и затрат. Поэтому, предложения экспертов по новому зонированию агломерации должны быть обоснованы как концептуально, наполнены смыслами и механизмами самоорганизации, так и подкреплены бюджетными затратами и инвестициями. 

- Какие рекомендации выработаны экспертами в ходе предварительного обсуждения агломерационного проекта?

- Прежде всего, необходимость системного подхода к созданию агломерации, ее масштабированию и созданию благоприятного инвестиционного фона. В том числе, используя рычаги других реализуемых крупных проектов и ожидаемый при их наложении синергетический эффект. Системообразующие проекты с государственным участием и инвестиции первой волны крайне актуальны как катализаторы экономического роста.

В первую очередь, надо подчеркнуть, что создание Махачкалинско-Каспийской агломерации - мега проект. Площадь будущей агломерации более 3 тысяч квадратных километров, больше площади Москвы (с учетом территории Н. Москвы). На объединяемых в агломерацию территориях уже проживает около 1,2 млн. человек. Всего через 10 лет, при реализации проекта агломерации, количество населения может достигнуть и 2 млн. человек. Агломерация сегодня должна получить опережающее по отношению к приросту населения планирование территорий, инфраструктуры, коммуникаций – ориентир планирования 2 млн. человек. А то через десять лет может сложиться такая же катастрофическая ситуация, в котором город оказался в настоящем.

Уникальность ситуации в том, что непосредственно на территории будущей агломерации реализуются еще четыре мега проекта - дагестанский участок МТК "Север-Юг", Каспийский хаб, создание базы военно-морского флота РФ, создание территории опережающего развития "Каспийск" и четыре опорных инфраструктурных проекта - реконструкция аэропорта, реконструкция морского торгового порта, реконструкция федеральной трассы "Кавказ", создание мусороперерабатывающего комплекса.

Кроме того, по результатам переговоров Главы Дагестана В.Васильева в Москве объявлено о масштабной инвестиционной программе "Русгидро": ближайшие десять лет компания планирует инвестировать в гидрогенерирующий комплекс республики 60 млрд. рублей - электроэнергией и сетями агломерация будет обеспечена. Не стоит забывать, что на территории будущей агломерации размещена крупная промышленная инвестиционная площадка «Тюбе», планируется часть дагестанского сегмента северо-кавказского туристического кластера.

Складывается благоприятная ситуация для высокого старта агломерационного проекта. Необходимы поиски связей между всеми реализуемыми и объявленными крупными проектами, выявление интегрирующих данные проекты точек, общих с агломерацией инфраструктурных и проектно-инвестиционных начал. Форсайт проект Махачкалы может стать серьезной площадкой такого рода поисков, экспертных оценок и решений.

- По вашему мнению, какие перспективы у Махачкалы стать в будущем одним из экономических и культурных центров страны?

- Россия — слишком большая страна для того, чтобы быть представленной в мире только одним глобальным городом. Махачкала имеет все шансы стать к 2030 году двухмиллионным городом-агломерацией, а в более отдаленной перспективе и современным мегаполисом. 

Российские города вступают в эпоху жесткой конкуренции между собой. Конкуренция идет не только за инвестиции, но и за информационные потоки, туристов, и самое главное, жителей.

Удобное географическое положение или обилие полезных ископаемых уже не гарантируют территории экономический успех. Новации, компетенции, коммуникации – вот что важно в современном мире.

Более активные города быстрее других осваивают инновационные, нестандартные для российской действительности технологии городского развития, обеспечивая себе победу в конкурентной борьбе. Главными факторами успеха становятся не размер города и его экономическая база, а новые, нестандартные управленческие решения, энергичное желание города четко сформулировать свои стратегические планы. Махачкала сегодня требует нового уровня компетенций, качественного стратегического планирования и масштабного проектирования будущего.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как уберечь деньги на карте?
  2. Как правильно выбрать йогурт?
  3. Какое молоко полезнее?
Самое интересное в регионах
Роскачество