aif.ru counter
Дилия АРИФОВА 0 684

Без сапога и «спецэффектов». Реставратор о самоварах и культуре чаепития

Единственный в Дагестане изготовитель самоваров рассказал «АиФ» о чаепитии с изюминкой и культурных ценностях.

Реставратор и изготовитель железных самоваров Руслан Курбанов.
Реставратор и изготовитель железных самоваров Руслан Курбанов. © / АиФ

«Самовар, самоварец, самоварчик»... - читаем мы у Даля. Так ласково звали его в прошлые времена. Красавец, душа домашних чаепитий, символ семейного благополучия и неотъемлемый атрибут застолья.

«У всех творческих людей есть свои пристрастия: у художников, писателей, актеров, а у меня – это борода и усы. Пусть будут. И еще мой бзик – я люблю «железных пузатиков», - загадочно улыбается реставратор и изготовитель железных самоваров Руслан Курбанов. - У кого-то книжные полки занимают стены до потолка, а у меня на полках – самовары». 

Досье
Руслан Курбанов родился 7 июня 1956 года в Махачкале. Окончил в 1977 году местный Автодорожный техникум. Любит все, что связано с историей: книги, фильмы, архивы. Женат. Имеет троих детей и пятерых внуков.

Упиваясь чаем и ремеслом

Не будучи ни художником, ни поэтом, наш герой, безусловно, принадлежит к людям с обостренным чувством прекрасного. «Нравятся они мне», - с нежностью говорит он про самовары. В небольшой своей мастерской реставратор часами выправляет вмятины и повреждения, осваивая медницкие премудрости, мастерит утерянные части, начищает до золотого сияния чумазых, почерневших и позеленевших от времени самокипец. И все это для того, чтоб вернулась в нашу жизнь красота, сотворенная старыми мастерами, чтоб не иссякли добрые традиции, а достались наследникам.

Вход в таинственную комнату строго воспрещен. Даже для родных. Мой журналистский интерес, видимо, посчитали важным, потому «портал» открыли. На первый взгляд может показаться, что яркие самовары - новодел. Блестят, как будто только прибыли с завода. Даже отпечатков пальцев не найти.

На самом деле возраст этих красавцев колеблется от 40 до 150 лет! У каждого из них своя заманчивая история и свой хозяин. Заказов у мастера много. Водогреи попадают к нему «страдающие» - без ручек, крышек, ключей, колпачков и с изрядными вмятинами. Все детали изготавливает в основном сам. А бока «оздоравливает» с помощью резиновых молотков и разных загогулистых палочек. Внешний вид некоторых «пациентов» не выдержит даже мужское сердце. Мастер ведет фото-портфолио подопечных «до» и «после». Пролистываю, как фешенебельный журнал, вобравший самые знаменитые фото звезд, применивших на себе «пластику». Впрочем, реставрация, как и в случае с хирургией, не терпит суеты и неосторожности. Недели кропотливой работы. Сначала комок железа, и никакого намека на жизнь. То, что «после», – удивляет.

Отреставрированные самовары блестят, будто только что с завода. Фото: АиФ

В самоварном деле Руслан Мугадович одиночка, я бы даже сказала - эгоист. Упивается он не только чаем из самолично изготовленной посудины, но и неповторимостью своего редкого для Дагестана ремесла. В остальном - обычный махачкалинец. 

Более четырех лет он занимается реставрацией старинных самоваров и делает свои, так сказать, авторские. Творить любит во дворе. Здесь столик, два мотора, паяльник и чемоданчик с инструментами.

Хотя и самовар давно вышел из повседневного быта, его будущее Курбанову видится весьма перспективным. Уверенность, что времена, когда большой семьей собирались на чаепитие, не прошли, только дает жару в работе. Собственная, авторская коллекция - около 20 самоваров разных форм и объемов. Свои экспонаты предпочитает не «расталкивать».

«Ни один не продал и не собираюсь! Они ж мне как родные! Каждый последующий – любимый! - говорит он. – Пить чай из самовара приятно, а из сделанного своими руками – вдвойне приятнее. Электрические чайники только и могут, что быстро закипать, и вы не получаете ни истинного чайного вкуса, ни культуры чаепития. Вот и вся цивилизация».

Некоторым самоварам из коллекции - больше сотни лет. Фото: АиФ

Сапожные небылицы

Сложен и многообразен процесс изготовления «пузатого чуда», на это уходит много времени и нервов, но мастер самоварных дел достойно выдерживает все испытания. 

«Ноги начали болеть, стало все тяжелее передвигаться. А без дела я сидеть не могу. Сколько себя помню - все время что-то мастерю, чиню. Попался мне старый, престарый бабушкин самовар. Захотелось, чтоб он заблестел, заработал. Так-сяк повертел и полез за советами в Интернет. Мучился долго. Но получилось. Да еще и как. Вернул ему почти первозданный вид», - с гордостью рассказывает Курбанов.

Мастер выносит из комнаты свои самовары – «шарик», «пузатик», «рюмочку», «карету». Выстраивает в ряд, как модели на эксклюзивном показе одежды размера плюс сайз. Последний штрих – пайка авторского логотипа, заказанного на московском предприятии.

«О том, чтобы внести «изюминку» в процесс чаепития, сейчас задумываются многие: и владельцы кафе, и ценители старины. Думаете, что самовар - это исконно русское изобретение? Так-то оно так, да не совсем верно. Приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода грелась. Можно сказать, что это и был первый самовар. Позже в Европе стали появляться подобные приборы, уже более совершенных конструкций. В Китае живет родственник нашего самовара. Этакий прибор, в котором тоже есть труба и поддувало», - говорит реставратор, в то время как я разглядываю очередную «пузанку».

Между прочим узнаю, что прародителем самоваров может быть и железный кувшин, в котором на Востоке заваривали чай. Русские мастера совершенствовали восточные чайники еще с петровской эпохи.

Руслан Курбанов с внуком Адамом. Фото: АиФ

Спрашиваю, для чего самовару сапог.

«Адам, - зовет Курбанов маленького внука,- объясни тёте, для чего нужен сапог?»

«Деда, ты же говорил, что он не нужен, что только в сказках так бывает», - отчитывается мальчуган, точно ученик перед учителем. И тут же пускается в бега за кошкой.

«Если сверху самовара пристроить трубу длиной до 70 сантиметров, то тянуть так будет, что ух! Работает по принципу печки. Чем качественнее дымоход, тем яростнее огонь. Ленивцы при растопке забрасывают в трубы чуть ли не бревна, которые только и знают, что дым выпускать, вот и наловчился народ сапог применять, чтоб меньше спецэффектов было. По-хорошему, самовар надо растапливать небольшими, тонкими щепками», - объясняет Руслан. 

А как бы такой чай с дымком заварить?

«Есть один секрет. Хотя и не секрет, наверное, давно. Надо использовать исключительно сухие ветки плодовых деревьев: персики, айвы, вишни, - делится тонкостями знаток, угощая ароматным напитком своих гостей. - Нельзя забывать и о том, что нужно правильно и регулярно ухаживать за самоваром: очищать снаружи и внутри, никогда не оставлять в нем воду. Особенно латунные «пузатики» плохо переносят влагу, поэтому храните их исключительно в сухих, теплых помещениях».

«Люблю старье»

Пока пыхтит, выпускает пар и плюется наш «слушатель», Руслан Курбанов потчует рассказами: «Часто встречаются «банка», «рюмка», «шарик», «арбуз», «дыня», «груша». Из самых красивых – «ваза» и «цветок лотоса». Мечта же каждого коллекционера и даже многих музеев – «паровоз», «петух» и «бочонок». Они – большая редкость! Делали их обычно вручную. Оригинальность зависела от мастера, который его создавал. Коллекционеры знают: иногда встречаются самовары, у которых два клейма, так как корпус делал один мастер, а кран и детали отливались другим.

Я помню, был у нас один такой. Дедуля рассказывал, что изделия тульских мастерских, успевших до революции выпустить самовары только в одном экземпляре или необычных форм, – рельефные, в виде пивной кружки или ракушки – отыскать почти нереально. А если у кого-то на чердаке завалялся серебряный, то стоит он от 4 до 15 тысяч долларов. Раньше подгонка деталей была до миллиметра точной. Кроме того, при ручном производстве металл становится плотнее, а не наоборот».

Самовары бывают самых необычных форм и размеров. Фото: АиФ

Это сейчас Руслан Курбанов знает о «пузатых чайниках» почти все, а когда-то он был водителем автобуса, а еще раньше имел даже антикварный магазин. И как тут не копать под генетическое древо?

«Мой дед Гаммат был кузнецом. Видимо, от него и передалась предрасположенность к работе с металлом. Кувшины во дворе из того самого моего магазина. Не стал их продавать. Люблю «старье». Есть у меня мечта. В Нижнем Новгороде живет хороший мастер, который тоже делает чудесные самовары, вот бы с ним потягаться за звание лучшего. И поехал бы, если б мог, только здоровье уже не то».

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Как уберечь деньги на карте?
  2. Как правильно выбрать йогурт?
  3. Какое молоко полезнее?
Самое интересное в регионах
Роскачество